А. Аксюк

КРАСИВЫЙ ДЯДЯ

1
1990, Москва-Фили, пятница, десятый класс. Шесть литров разливного на четверых. Жадность: до себя самих, до пива, фильмов, лучших книг, девочек, любых доступных стимуляторов. До музыки – вообще в первую очередь. Жадность до имен: Башлачев, Летов, Янка, Неумоев, КОТ, Ник Рок-н-ролл, Sex Pistols, Clash, The Cure и далее – Bauhaus, Nina Hagen, Lori Anderson, Blondie, Игги, даже T-Rex...

Сейчас это просто заметить, но тогда мы, не сговариваясь, слушали самый сок 10-15-летней давности, когда речь шла о западных группах. А его пропустили.
Даже не так. Боуи возник сам собой, сразу после Игги. Кавер China Girl. Какой-то выхолощенный, гладкий, с ну очень красивой гитаркой (лет через семь, давно пережив шок от соло в Tin Pan Alley я узнал имя того гитариста, только было уже все равно) и вообще не идущий под пиво из Кунцевского ларька. Игги честно орал, фальшивил, любому ясно – чувак стебется над попсой – почетно! Иронию Боуи, серьезность, чувство формы я просек позже, а буквально пару лет назад – обратно – мастерский продакшен The Idiot – образцового панковского альбома 70-х с мутным, плотным звуком, с аранжировками на грани и правда полного идиотизма.
Iggy Pop – China Girl
Ritz, Нью-Йорк, 1986
Был другой шанс узнать его тогда – трансляция японского концерта Tin Machine по советскому ТВ. Маленький черно-белый телевизор на кухне, никакого шоу, четыре человека сурово и с завидной синхронностью долбят как бормашина два часа без остановки. Почти миниатюрный солист (Теперь понимаю, что главная покаянная жертва, которую он принес этому составу была визуальная: Боуи, который теряется на сцене!) с красивым, умным, усталым лицом. Перерыв на саксофон и опять дз-з-з-з-з. Любви не случилось. Да чего там, никто же не любит Тин Машин! Зато их мучительное сверление до сих пор издают на сборниках типа «Истоки гранджа» и задним числом я понимаю, что без Боуи (этого, жужжащего, но прежде – времен The Man Who Sold The World с хоровыми аранжировками и сырой гитарой) ни Alice in Chains бы не были вполне собой, ни, даже, Nirvana*. От того концерта осталось чувство крутости происходящего. Он раздражал, не вписывался в мою реальность но каждым жестом, самим своим видом означал загадку. И уж точно не был попсой.

Tin Machine – Ривз Гэбрелс, братья Сэйлсы и какой-то вокалист.
Фото из второго альбома. 1991 год.
Третий раз — волшебный. От "Oh You Pretty Things" с кассеты "Changesbowie" противоядия не нашлось. Это была встреча не просто с чем-то красивым и сложным, но с по-настоящему огромным. Как Homo Superior****, как океан с обещанием погружения и отплытия, коллекционирования альбомов, выискивания редкостей, переводов, биографий, и, может, даже, главное, – разговора. Бесконечной болтовни о Боуи, с Боуи, ради Боуи. Так и получилось.
Oh! You Pretty Things
Запись 1972 года из студии BBC
Разговор, конечно, в широком смысле. Прибежать через всю Москву к подруге детства с конвертом от винила Scary Monsters чтобы она тебя постригла под Боуи-Арлекина – еще какой разговор! И совсем не обязательно дифирамбы, – так нормально было обсудить с друзьями, какой ужасный басист – Тони Висконти, какой скучный альбом – Tonight! Было в этих песнях что-то, даже без особого понимания текста, вводившее в контекст. Отлично это прочувствовали Митьки, поместившие в свой пантеон былинного хлыща-концептуалиста Дэвида Бауи.

Если серьезно, то свойство Боуи генерировать вокруг себя скандал, текст, творческое действие – одна из причин (сразу после огромного, штучного музыкального и исполнительского дара) его особого места в музыке и, шире, – вообще в современном искусстве. Другая черта, про которую пишут все, знающие его лично – любопытство, эрудиция, жадность до нового, еще даже толком непроявленного. Застенчивый интроверт, которому есть дело до всего. Внимательный ко всему, чего касался. Он был вроде завороженного – то красотой, то отвращением и страхом, то какими-то вовсе прагматичными вещами***. Тут речь о совершенно особой "механике успеха", о навыке смотреться в мир так пристально, что мир начинает смотреться в тебя.

Дэвид Бауи
Иллюстрация Александра Флоренского из труда Владимира Шинкарева «Митьки». Глава «Об эпическом у митьков».
Окажись он просто гениальным стилизатором – это было бы скучно и не стоило бы 50 лет на сцене. Красота истории в том, что, отражаясь во всех формах музыки (от Брехтовских зонгов и неоклассики до лондонского драм-н-бейса), Боуи оказался верен только своему содержанию. Он был правда первым, кто придумал не привязывать карьеру рок-звезды, ни к одному из существующих или даже самостоятельно изобретенных стилей. Сейчас у нас кругом фрагментация, быстрая смена предпочтений, – такая стратегия стала обычной и выигрышной (конечно, затратной и требующей особого таланта, вот примерно как у Флоренс Уэлч), но тогда – в 70-х, 80-х, 90-х ему помогало только собственное беспокойство и, перефразируя позднее интервью, "желание быть не трендом, а средой"****.
* У Alice in chains есть неплохой кавер на "Suffragette City", ну а "Man Who Sold The World" половина наших юных современников считает песней Кобейна и это, видимо, навсегда.
** "You gotta make way for the Homo Superior" (Освободите путь для сверхчеловека!) – отсылка к Ницше из песни "Oh You Pretty Things".
*** Начиная с 80-х Боуи постепенно становится одним из лучших артистов-бизнесменов (даже удостоился неофициального звания "Стив Джобс рок-н-ролла"), его нынешнее состояние огромно, хотя суммы в доступных источниках сильно разнятся. Помимо прочего он – создатель первого прообраза социальной сети (точнее – платной музыкальной сети-агрегатора), один из первых, кто додумался выпускать собственные цифровые деньги и автор уникального (на тот момент – в 1997 году) финансового инструмента – Bowie bonds, позволявшего продавать инвесторам права на будущие роялти артиста. Источники – https://slon.ru/posts/62359, http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-21861596.
**** См там же.
В моем случае погружение в среду Боуи было не слишком возвышенным, зато с элементами смешного бреда. Никогда не забуду звонок от подруги друга с рассказом про то, как я прошлой ночью оборвал ей телефон, пытаясь объяснить – какая прекрасная сестра есть у Дэвида Боуи*. Но это уже лето-96, особенное для каждого фэна. К тому времени в моей коллекции оказались собраны все номерные альбомы. Свежий, ни на что не похожий Outside стал любимым кошмаром на каждый день и был выучен от первого индустриального звука by Brian Eno**, до последней улетающей ноты гитары Ривза Гэбрелса. День московского концерта 18 июня я встречал с хорошо нагретой головой.
The Heart's Filthy Lesson
Loreley 1996
Это выступление он сам называл одним из худших в карьере. Произошло страшное для любого артиста, не только шоумена уровня Боуи: публика вообще не завелась. Отдача партера была нулевой, если не отрицательной. Есть много воспоминаний и, что хуже, – документальное свидетельство, зачем-то выпущенное продюсерским центром с интригующим названием "Иван": лучший бэнд выкладывающийся в полную силу на сцене и развалившиеся лица, страшно представить, из какой очереди, – в креслах.
Телеканал РТР, "Программа А", сюжет о приезде Боуи и концерте в Кремле
Сам концерт показывают несколько секунд, но этого, уверяю, достаточно.
Ни сам Дэвид, ни его команда, ни звукорежиссеры, которым поставили невыполнимую задачу – заставить звучать бетонную коробку Кремлевского дворца, виноваты в этом не были. Не виноваты богатые зрители партера, пришедшие на дежурное мероприятие вроде дня милиции, – у них так принято. И даже охранники КДС, насильно сажавшие танцующих фэнов в кресла, когда артист пригласил всю верную галерку во втором отделении спуститься к сцене, – у них такая работа. Не виноваты фэны, – их было много, но недостаточно. Промоутеры – на радио и ТВ были эфиры, посвященные туру, альбом продавался и даже на кассетах. А люди, благодаря которым этот концерт вообще стал возможен, настоящие его друзья и поклонники, до сих пор раскаиваются в своем опрометчивом решении пригласить Боуи именно в Кремль. Так или иначе – концерт провалился. Говорят, что Боуи плакал за кулисами и уехал, пообещав никогда не возвращаться в Россию. За всю жизнь он много чего обещал и нарушил, но это слово сдержал.
2
Зато для тогдашнего 22-летнего фаната этот вечер был и остается одним из центров притяжения, собирающих вокруг себя все остальные девяностые. Когда мне зачем-нибудь бывает нужно найти корневое, сильное переживание тех времен, я опять оказываюсь на галерке Кремлевского дворца и вижу, как под хроматические фортепианные пассажи, на фоне по-восточному тягучего баса на сцене материализуется музыка моей жизни.
Сет-лист тура Outside*** – фантастический, один из лучших. 24 песни: 9 новых и по одной на каждый знаковый период, начиная с 70 года. Не столько хиты, сколько заглавные вещи, неожиданное дорогое, вроде Лу Ридовской "White Light/White Heat" и "My Death" Жака Бреля. Легко задним числом найти сверх-идею в любой последовательности чего угодно, но эта выборка прозрачна: к 96 году дороже любых высоких мест в чартах для него была память о встречах, пересечениях, воссоздание собственной среды вживую****. После провала в Москве некоторые журналисты обвиняли его в амбициозности (Сыграл бы China Girl и было б нормально!), но настоящая амбиция, оказалась еще выше, – в попытке ретроспективно обозначить за один вечер свое место в искусстве, признаться в любви каждому лично и всем сразу. Для человека, вместе с которым весь стадион Уэмбли читал "Отче наш"*****, задача почти невозможная, если только его не зовут Дэвид Боуи.

Меньшее, что я могу сделать ради этого человека, ради того, чем он был для меня и остался – еще раз пролистать этот список и хоть на пару слов отворить перспективу каждого из 24 отражений. Может быть этот разговор о Боуи покажется важным не только тем, кто вместе со мной был там, но и тем, кто просто любит его или, еще толком не зная, хочет понять – что же такое он успел сотворить на нашей планете.
* У Дэвида Боуи нет сестры. Что имел в виду – не знаю.
** Один из самых влиятельных композиторов и продюсеров. Друг и соавтор Боуи. См. далее.
*** Доступен со ссылками на песни в базе http://www.setlist.fm Для ознакомления с концертными версиями настоятельно не рекомендую искать запись выступления в Кремле (по вышеизложенным причинам). Вместо нее советую концерт того же лета в Берлине на открытой площадке Rockpalast.
**** В полной мере это свое намерение он реализовал через пол года, отмечая свое 50-летие концертом, в котором приняли участие его старые и новые друзья – Лу Рид, Роберт Смит, Дэйв Гролл, Sonic Youth, Smashing Pumpkin, Queen и другие.
***** На концерте памяти Фредди Меркьюри в 1992 году.
1. The Man, who Sold the World* – 1970 Одноименный альбом
Оригинальный трек – абсолютный Боуи начала 70-х. Знаменитый рефрен из шести нот, красивая мелодия, неожиданная для жесткого альбома прозрачная аранжировка. И довольно жуткий текст, отсылающий к темным романтикам (как правило упоминают Лавкрафта, а почему, например, не Шеридан Ле Фаню?), к теме двойничества и прочей чертовщине. Болезненная и магнетическая песня, сокровище британского рок-н-рольного декаданса. Она издается и перепевается до сих пор. Только официальных кавер-версий штук 30, причем вариант Nirvana оказался в свое время настолько популярен, что Боуи, кажется, сам был не рад**.
The Man, who Sold the World
Версия 1996 года
Авторская версия 90-х сама похожа на кавер: изменена добрая треть нот, смещены акценты, а тот самый неотвязный риф появляется как проходной элемент гитарного соло. Последнюю же ноту припева Боуи тянет с таким характерным глухим надрывом, что всем должно быть ясно – перед нами еще одна песня с альбома Outside года 1995.
* Песни приведены в хронологическом порядке.
** "После концерта подходят дети и говорят: "Как здорово, что ты исполняешь песню Нирваны". А я думаю "Да пошёл ты, задрот малолетний!". Источник – материал "Человек года" в GQ за октябрь 2000:
2. Andy Warhol - 1971
Hunky Dory
Сейчас этот альбом многие критики ценят даже выше, чем следующий. Не идейный, не потрясающий основ, но какой-то весь светящийся, с фантастическими номерами: Changes, покорившая меня в свое время Oh! You Pretty Things и, конечно, хит всех времен – Life on Mars. В записи пластинки принимал участие будущий клавишник Yes, великий Рик Уэйкман.
Life on Mars? – Клип 1971 года.
Партия ф-но – Рик Уэйкман.
Andy Warhol
Версия 1996 года
Гитарная песенка про Энди Урхола теряется среди этой роскоши, зато хорошо вписывается в минорную программу альбома. Кроме нее на диске есть "песня для Боба Дилана" и привет старшему другу-вдохновителю – Лу Риду, солисту Velvet Underground с ласковым названием "Queen Bitch"*. Все вполне искренние посвящения, не без некоторого, впрочем, юродства, что в свое время помешало самому Энди принять музыкальное подношение**. Но любовь так просто не смутить: в 1996 году Боуи сыграл Уорхола в фильме "Баския". Включение же индустриально-джангловой версии песни в гастрольную программу было его последним знаком почтения к человеку, влияние которого он признавал одним из самых сильных.
* Именно альбому Hunky Dory мы обязаны целым циклом шуточных и не очень песен-посвящений среди групп Ленинградского рок-клуба середины 80-х. Аквариум: "Песня для Марка Болана", Зоопарк: "Песня для Цоя" (Лето), "Песня для Свина" (Я не знаю, зачем я живу) и тому подобное.
** Дэвид вспоминал, как нервный Уорхол выбежал из комнаты, не дождавшись конца песни, видимо решив, что над ним издеваются.
3. White Light/White Heat – 1968
Одноименный альбом (Velvet Underground)
Дэвид Боуи и Лу Рид – совсем как Пушкин и Жуковский. Боуи всегда признавал огромное влияние и первенство Velvet, а этого сырого и агрессивного, фактически прото-панковского (68 год!) альбома – особенно.

По количеству исполнений White Light/White Heat Боуи опережает Velvet Underground и Лу Рида вместе взятых более, чем в 2 раза. Смешно и удивительно наблюдать, как на концерте в честь 50-летия Боуи Рид, уставший и мудрый, давно уже не Rock'n'Roll Animal, выйдя для дуэта с именинником постепенно загорается тем своим старым животным драйвом, который так ценил Дэвид.
White Light/White Heat
Концерт 1983 года. Тур в поддержку альбома Let’s Dance
Боуи в свое время не упустил шанса вернуть долг учителю. В 1972 году они с Миком Ронсоном* продюсируют второй сольный альбом Рида Transformer, ставший одним из самых коммерчески успешных релизов Лу.
* Гитарист, аранжировщик, просто друг, которому Боуи во многом обязан качеством и успехом своих альбомов 1970 – 1973 года, т.н. "Эпохи Зигги". См. далее.
4. Moonage Daydream – 1972
The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars
Отдельный миф внутри мифа Боуи – история Зигги Стардаста – первого сценического двойника. Зигги – героя пластинки 72 года, нескольких смежных песен, а главное – больших турне 72-73, во время которых его образ был явлен публике: андрогин с выщипанными бровями, невозможным красным маллетом на голове (предтечей всех панковских стрижек на свете), аттрактивный как мультяшка, крутой как смерть.
Moonage Daydream – 1973
Один из лучших виде-документов эпохи Зигги. Мик Ронсон, – единственный человек, с кем Боуи был согласен, хотя бы в некоторых песнях, делить сцену на равных.
Если стилистическое единство альбома, музыкальные достоинства и влияние на историю музыки* не обсуждаются, то сюжет рок-мюзикла о пришельце, который пытается спасти человечество, шит белыми нитками, а самое связное авторское описание больше напоминает "случайное" письмо** и только запутывает дело. Но на диске есть по крайней мере одна полностью правдивая песня, не требующая ни увязок, ни трактовок – Moonage Daydream, написанная, по словам Дэвида, "лично Зигги". Безупречная по музыке и тексту вещь, такой монолог секс-мессии, аллигатора перед жертвой, рассчитанный на чувствительных девочек. Тем интереснее, как обошелся с ней 50-летний Боуи: отказавшись от демонического образа, он играет в старого доброго Зигги, который повзрослел, занялся благотворительностью и рад видеть друзей в добром здравии. Аранжировка за 24 года практически не изменилась и это по-своему прекрасно.
* Прежде всего на панк и готик-рок конца 70-х (Sex Pistols, Bauhaus), но опосредованно – чуть ли не на весь мелодичный рок. По результатам опросов на радио и в прессе пластинка до сих пор входит в тридцатку лучших альбомов за всю историю поп-музыки. Помимо прочего он дал русскому року 80-х один из самых пронзительных гимнов. "Рок-н-ролл мертв" Бориса Гребенщикова принято считать парафразом заключительного номера Ziggy Stardust – "Rock 'N' Roll Suicide".
** Боуи пересказывает историю Зигги во время встречи с Ульямом Берроузом в 1974 году. Возможно на стиль изложения повлияла сопоставимая по неординарности личность собеседника, автора авангардной писательской техники "нарезки", которую Боуи перенял у него и порой использовал для написания текстов. Полностью перевод этой расширяющей сознание беседы доступен здесь – http://chewbakka.com/brains/bowieburroughs
5. My Death (La Mort) – 1959
La Valse à Mille Temps (Жак Брель)
Мелодически и вообще жанрово песни Боуи гораздо прочнее, чем об этом принято говорить связаны с традицией мюзиклов, кабаре, европейского песенного театра*. Еще одна часть контекста, без которой не обойтись – золотой век французского шансона**, особенно Жак Брель. Аллюзии на него можно найти в текстах Ziggi Stardust; в переиздание альбома Pin Ups включен Port of Amsterdam, популярный у нас в исполнении Эдит Пиаф. Но самой известным кавером Бреля в исполнении Боуи стала La Mort.

В оригинале эта песня – быстрый, рубленный, даже веселый марш. А еще – красивое признание в любви, замаскированное под песню о смерти. Не знаю, решал ли Боуи себе проблему эквиритмичности (перевод на английский поэтичен, точен, и не идеален с ритмической точки зрения), или просто выбрал темп, подходящий для идеальной фразировки, но его My Death – безразмерная, щемяшая, блюзо-подобная баллада, или даже, как в 1996 году, – трип-хоп с джазово-фанковым уклоном. В ней ничего не осталось от легкомысленности бельгийца: Жак собирается жить вечно, Дэвид умирает на ваших глазах! Элемент игры, правда, в таком варианте все равно оставался: в последнем припеве Боуи так тянет последнюю строчку, что зал не выдерживает и вместе с ним выдыхает финальное "You!" Получается взаимное признание, срывающееся в аплодисменты. Прием ниже пояса, и не совсем то, что имел в виду автор, но ведь публика – тоже, в некотором роде, девушка…
My Death – 1996
1995 год. Случайный концерт в Нью-Йоркском клубе. Ф-но – Майк Гарсон.
Мое любимое исполнение.

Жак Брель – La Mort
Я хорошо помню тот финальный бис и фантастическое ощущение от голоса Боуи, когда он выходил на полную мощность ближе к концу. Это был, наверное, самый теплый и по-хорошему бестолковый момент концерта: галерка хлопала в такт и не в такт, визжала в концовке, все было как надо.
* Прежде всего Бертольда Брехта. В 1981 году Дэвид записал мини-альбом песен к постановке ранней пьесы Брехта "Ваал", в которой сам играл главную роль, но находился под влиянием зонгов Брехта-Вайля, кажется, с самого начала, особенно в пору первого альбома 1967 года. Прозрачной стилизацией под Брехта является знаменитая Time с пластинки Alladin Sane.
** Life on Mars? является по собственному утверждению Боуи пародией на Фрэнка Синатру, который ненамеренно "увел" у Боуи английскую версию знаменитой "Comme d'habitude" Клода Франсуа. В варианте Синатры песня называется "My Way" и известна всем, а для своего варианта, который так и не был записан, Боуи сочинил собственный текст "Even a Fool Learns to Love". Если сравнить гармонии двух великих хитов, сходство станет очевидным. Источник – http://www.bbc.co.uk/radio2/soldonsong/songlibrary/lifeonmars.shtml
В этом месте автор просит прощения за свое незнание (на момент написания текста) творчества великого Скотта Уокера – кумира и, отчасти, учителя Дэвида. А ведь именно Уокеровская версия My Death исполнялась Боуи и в 70-х и в 90-х.
6. All the Young Dudes – 1972
Песня, написанная чуть ли не на коленке для друзей из команды Mott the Hoople и ставшая главным хитом за всю их долгую историю. 50 с лишним каверов, в том числе от Брюса Дикинсона, Black Sabbath, Ринго Старра, Massive Attack, Red Hot Chili Peppers... Настоящий гимн эпохе глэм-рока, которую Боуи, собственно, и открыл*. Сам он утверждал, что песенку неправильно понимают и в ней заключено апокалиптическое сообщение от Зигги, но по поздним ее исполнениям, по его счастливому лицу становится все ясно. В туре Ouside эта солнечная, мажорная вещь шла последним бисом, сразу за My Death.
All the Young Dudes
Запись 1992 года. Концерт памяти Фредди Меркьюри. Поет Йен Хантер (Mott the Hoople). На сцене Queen и Мик Ронсон. Автор песни - в роли приглашенного саксофониста.
* Из интервью 2003 года: "Нас было трое: T.Rex, Roxy [Music] и я. Всё. Вот и вся школа глэм-рока". Источник: http://filtermagazine.com
7. Aladdin Sane – 1973
Одноименный альбом
Последний альбом условного "периода Зигги", последняя инкарнация персонажа. "Зигги едет в Америку" – так называл его Боуи. Но время настоящей американской музыки для него наступит позже, а 1973 – год начала долгой дружбы с Миком Джаггером. На пластинке есть ураганный кавер на песню Rolling Stones "Let's Spend the Night Together" и вообще ощущается влияние Роллингов. Именно на обложке Alladin Sane Боуи предстал в знаменитом гриме с небесной красоты молнией, бьющей сквозь лицо.

Сессия для обложки "Aladdin Sane"
Кадр с открытыми глазами
"Аладдин Разумный" на самом деле безумен. Придумывая себе героя Дэвид вдохновлялся братом, Терри Бернсом, которому незадолго до того поставили психиатрический диагноз. Название строится на игре слов: A Lad Insane – Aladdin Sane. Текст тревожный и нежный одновременно, а простоту мелодии компенсирует удивительное (по тем временам – просто невозможное) авангардное соло пианиста Майка Гарсона. Майк гастролировал с группой Боуи по Англии до самой "Смерти Зигги" и звук его клавиш настолько слился с песней, что, когда Боуи отправился в Америку в 1974 году, ему пришлось полностью менять аранжировку.
Alladin Sane
1996 год. Дуэт.
С тех пор она не исполнялась, пока Майк и Дэвид не встретились снова на записи Outside. Новая версия, дословно повторяющая аранжировку 1973 года, отличается равноправным подключением женского голоса. Аладдин, расколотый молнией, превратился в дуэт Боуи с басисткой и певицей Гейл Энн Дорси.
* С американским турне, в поддержку Aladdin Sane и следующего альбома Diamond Dogs связан забавный эпизод. На один из концертов в 1974 году пришел Майкл Джексон и был впечатлен "походкой на месте" Боуи. Знаменитая "лунная походка" – вариант и развитие того мимического шага. Сам Боуи не выдумал его (что ему иногда приписывают), а позаимствовал хореографию Жана Луи Барро (походку Барро можно увидеть в знаменитом фильме "Дети райка" 1945 года), которую изучил, занимаясь пантомимой еще до начала большой музыкальной карьеры. К чести Майкла, надо сказать, что он серьезно усовершенствовал прием, добившись космического, "сносящего" эффекта.
8. Diamond Dogs – 1974
Одноименный альбом
Концептуальный альбом, выросший из идеи мюзикла по "1984". Еще одна "Роллинговская" по звуку пластинка, полная злых видений будущего. Пророческий пафос Зигги еще не отпустил Боуи и в каком-то смысле его прогнозы сбылись: уже через малое время кино наводнили постапокалиптические банды молодых, голодных и стильных панков с приставкой кибер- и без. По большому счету – те самые Diamond Dogs. В середине же девяностых, когда уже всем было ясно, что Оруэлловские кошмары вряд ли когда-то исполнятся, в этой песне звучат печаль и ностальгия. Печаль – оттого, что на свято место всегда найдется свой кошмар и ностальгия по рок-н-роллу с его солдатиками в черной коже – кто не дошел, кто просто вышел...
Фрагменты документального фильма “Cracked Actor”.
Американский тур Diamond Dogs 1975 года. Зигги больше нет.
9. Breaking Glass – 1976
Low
Боуи в Берлине и (частично) Париже конца семидесятых – разовое явление, сравнить которое не с чем, разве только с оперными триумфами XIX века. Единство таланта, среды, времени, самого духа места и как результат – три альбома, продолжающие изумлять до сих пор. Low – первый из них, самый радикальный, возмутительный и свежий, при этом – самый "внутренний" с амплитудой настроений от панической атаки до созерцательного томления.

Можно говорить о влиянии на Боуи и его соавтора Ино берлинских краут-рокеров – Kraftwerk и Neu. Кроме того Брайан заразил Дэвида эмбиентом, который сам же, буквально вчера, и придумал. Но своеобразие и новаторство не делают альбом великим (а Low – великий). Какое-то доброе сумасшествие, взаимо-облучение произошло там у них в студии Шато Д'Эрувилль, а потом перенеслось в знаменитую Hansa в 45 метрах от Берлинской стены. Такое, из-за чего в шести нервных песенках по три минуты и пяти инструменталках без начала и конца вдруг отразилось неотражаемое, еще только готовящееся быть, будущее.
Собственное влияние Low огромно. Молодые панки из Манчестера, известные потом как Joy Division сперва назывались Warsaw в честь инструментального эмбиент-трека Warszawa со второй стороны альбома (надо понимать, что Warszawa, записанная у стены, не может быть просто столицей Польши). Он стал основой для первой симфонии Филлипа Гласса, написанной в 1992 году. Но это вишенки. Главное же – косвенное и опосредованное (в основном через пост-панк: PIL, Bauhaus, The Cure, тех же Joy Division, Игги Попа, но и через электронщиков, хотя бы Depeche Mode) воздействие на музыку восьмидесятых и далее везде. Встречаются неожиданные прямые цитаты-оммажи: так первый поп-роковый сингл бывшей участницы Spice Girl Мелани Си 1999 года целиком построен на сэмпле клавишного рефрена из Speed of Life – инструментального трека, открывающего Low.
Speed of Life
Концертный вариант.
Breaking glass – песня-крошка, концентрированный bad trip с характерной для Low немного сумасшедшей игривой аранжировкой – дробным басом и воющим синтезатором. Боуи начинает с тревожного бубнения, срывается на крик, но (и это еще одна черта альбома) все происходит будто под наркозом, любое переживание ставится под сомнение, обращается в шутку.
Breaking Glass
Снова Берлин - 20 лет спустя!
Версия 96 года как раз и есть образец жутковатого юмора. Вещь стала в два раза длиннее, для чего потребовалось ее спеть дважды*, а между "куплетами" вставить перфораторное соло а-ля Tin Machine. Боуи то разыгрывает пластический этюд "смирительная рубашка", то судорожно курит в микрофон, от чего весь номер становится похож на моно-спектакль по Филлипу Дику.
* Три туманных фразы, составляющие текст этой песенки, кажется, послужили источником вдохновения для питерской группы "Колибри".
Ср. в песне "Незабавная" (автор – Инна Волкова):
Помнишь, там, за шкафом, что-то - / Там, за шкафом, что-то было... / Там, за стенкой, что-то - ужас! - / Я не знаю, что...
И текст Боуи:
Don't look at the carpet, / I drew something awful on it / See.
10. Lust for life – 1977
Одноименный альбом (Iggy Pop)
О дружбе Боуи и Джима Остенберга (Игги Попа) уже написаны книги и сняты фильмы, но она достойна большего. Здесь не было такого явного элемента ученичества как с Лу Ридом, они ведь сверстники. Просто большая взаимная (прежде всего – музыкальная) приязнь, обоюдное влияние, спасение и взаимо-спасение, путешествия, неудачные проекты и проекты золотые. Одним из таких прекрасных эпизодов стал этот, альбом, – второй сольник Игги после The Idiot. До сих пор Lust For Life считается его лучшей пластинкой, а заглавная песня (пост-наркотическое "послание выжившего", как назвали ее в рецензии Rolling Stone) и Passenger получили второй старт после выхода на экраны в 1995 году Trainspotting Дэнни Бойла.

Боуи, Игги, Лу Рид
Фото "периода Зигги"
После смерти Дэвида Игги назвал его лучшим человеком на земле, на что имел все основания. Боуи неоднократно спасал его от смерти, вернул в музыку, "возился" с ним и продолжал поддерживать в самые трудные годы*. Но не только: мало найдется в гастрольном графике Боуи концертов, где он бы не исполнял песен друга. Эти версии по сравнению с авторскими звучат может и слишком гладко, зато работают на автора, лучший пример – тот самый одиозный супер-хит восьмидесятых China Girl, с которого началось мое знакомство с Боуи.
Боуи 1996
Игги 1986
Версия Lust for Life из тура 1996 года вообще не похожа на оригинал, но отсылает к тому же месту и времени – 1976 год, Берлин, студия Hansa. Так могла бы звучать песня Игги на альбоме Low – с мерным раскачанным ритмом, акцентами синтезатора и неопределенного пола бэк-вокалом, пропущенным через вокодер. Не уверен, что оценил в тот момент стилевое само-посвящение, сейчас же такая трактовка выглядит очевидной.
* Боуи не был каким-то особенным филантропом. Не более, чем положено звезде его уровня по статусу (хотя относился к таким вещам очень серьезно). Но в отношении музыкально близких людей проявлял редкую щедрость и бескорыстие. Так он обеспечил человеческую жизнь и образование сыну своего старого друга Марка Болана, – Ролану, потерявшему не только отца, но и право на наследство.
11. Heroes – 1977
Одноименный альбом.
Второй альбом берлинского цикла полон жизни, хитов и просто самой лучшей музыки. Если Low – пробуждение в дымных сумерках, то Heroes – становление и рост. Разница в настроении огромная, при том, что пластинки имеют одинаковую структуру (первая сторона – песни, вторая – инструменталки). Что до звука, то именно на записи Heroes произошло важное сближение миров: Боуи встретился с одним из основоположников арт-рока, черным профессором гитары, основателем King Krimson Робертом Фриппом.
Heroes
1985 год, стадион Уэмбли, благотворительный фестиваль Live Aid.
И опять сработала берлинская радиация, результат был прекрасен: Роберт получил возможность использовать свои технические фантазии* на материале самой актуальной и продвинутой на тот момент "попсы". Заглавная песня с бесконечным гитарным соло из пяти с половиной нот, хотя и не стала хитом #1 в момент выпуска, до сих пор является чемпионом по перепевкам среди песен Боуи, регулярно отмечается на высоких местах во всех возможных рейтингах "песен века" и, если судить по количеству концертных исполнений, – была чем-то вроде его личного талисмана. Да, так получилось, что вторую симфонию Филлип Гласс написал по мотивам Heroes.
* Строго говоря, на записи звучит не звук самой гитары, а "обратный эффект" гитарного усилителя, который Фрипп вручную модулировал, просто перемещаясь по студии с инструментом, от которого "заводился" динамик. Технически это напоминало игру на терменвоксе. Но поскольку на сцене такой процесс контролировать невозможно, все гитаристы, включая самого Фриппа, используют для достижения похожего эффекта каждый свою технику и обработку звука.
12. Look Back in Anger – 1978
Lodger
Все живое и настоящее должно умереть чтобы жить дальше, это нормально и здорово. Опыт берлинской среды закончился на Lodger. Здесь нет инструментальных композиций, в аранжировках меньше Брайана Ино, и, соответственно, электроники. Зато много превосходных песен и даже, подобно Hunky Dory, намечено что-то вроде минорной программы с этническими мотивами. За звуковые нонсенсы кроме Ино отвечал новый гитарист – будущий коллега Роберта Фриппа по второму составу King Krimson, Адриан Белью. Именно его, задом наперед сыгранное, соло можно услышать (и оцепенеть, как я в свое время) в треке DJ.
DJ
Клип 1978 года
Название Look Back in Anger отсылает к фильму Тони Ричардсона "Оглянись во гневе", который обычно берут за точку отсчета в истории британской Новой волны. Прямой связи с пьесой в тексте песни нет*, но клип на нее снимался в декорациях, копирующих мансарду из фильма, а герой Дэвида (художник) невольно соотносится с Джимми в исполнении Ричарда Бертона, хотя по сюжету клипа ему, близок персонаж иного рода – Уайльдовский Дориан. Автопортрет в образе скорбного ангела принадлежит кисти Боуи*.
Look back in Anger
Клип 1978 года
Это одна из самых пафосных, самых открытых вокальных партий Боуи. Его голос (по сюжету – голос ангела смерти) проминает под себя всю музыку, оглушает, но в припеве упирается в иронический рефрен бэк-вокалистов "Ждал так долго, я ждал так долго, я так ждал…" Может быть один из смыслов литературной связки в том, что титаническое творческое напряжение, не находя выхода, душит и уродует самого красивого и талантливого человека.

В позднем исполнении ирония даже более очевидна: Боуи сам присоединяется к хору, дистанцируясь от своего героя. Спекулятивно можно привязать Look back in Anger к теме страха и одиночества в Outside, но, кажется, это лишнее. Эта красивая песня в новой тяжелой обработке была отличным стартовым номером для тура 96 года. Мы ведь, и правда, так должно ждали...
* И искать её точно не следует. Такое же разочарование ждет того, кто попытается найти отсылки к Франсуазе Саган в "Немного солнца в холодной воде" Бориса Гребенщикова. Вообще литературные реминисценции в текстах Боуи как правило возникают не по литературным правилам и больше похожи на коллажирование расхожих фраз или даже "нарезку" а ля Берроуз. Со временем такой подход стал общим местом в рок-поэзии. Ср. "Полковнику никто не пишет" группы Би2.
** Получив художественное образование, он продолжал заниматься живописью всю жизнь. Источник вдохновения для него, прежде всего, – экспрессионисты и модернисты начала XX века (Оскар Кокошка, Пауль Клее) Некоторые картины Дэвида (особенно портреты друзей) хороши и интересны на самый взыскательный вкус. В основном эти работы он использовал для украшения собственных стен, не пытаясь отдельно реализоваться как выставляющийся живописец.
13. Scary Monsters – 1980
Одноименный альбом
Первая после Берлина пластинка была выходом в новый мир, который Боуи сам же в конце 70-х и создавал. Сложный, на грани авангарда, но, в то же время, мелодичный рок с массой звуковых и композиционных находок, с приглашенными супер-музыкантами*, прекрасно принятый в свое время публикой и коллегами. Альбом до сих пор считают одним из лучших в карьере Боуи. А клип на главный хит альбома Ashes to Ashes – лучшим музыкальным видео своего времени.
Scary Monsters в 1996 году
Концерт в Стратфорде
Заглавная песня – быстрая и злая, с диссонансной гитарой Фриппа. Текст тоже угнетающе мрачный – сперва кажется – про женское сумасшествие, но на самом деле – про мужские страхи пополам с раскаянием. Может быть сказался разрыв и развод Дэвида с первой супругой Энджи, но и без того, на исходе одного из самых плодотворных периодов, любимыми темами Боуи становятся ужас и смятение. Сам он давал понять, что ему необходимо очиститься**, провести черту между юношеской мегаманией и собой будущим.
В девяностых те монстры вовсе не выглядели страшными***. Дэвид (по крайней мере – такой, каким мы его видели и могли представить) казался человеком, прошедшим границу вражды с собой, целым и мудрым. И новый ужас, поселившийся в его, уже новых, песнях отличался от того давнего психоза примерно так же, как технологии записи в 1996 отличались от технологий 1980. Он пел Scary Monsters чуть ли не весело и пугал в шутку, чтобы испытать самому и передать нам радость встречи.
* Кроме Роберта Фриппа, записавшего большую часть гитарных соло, в записи принимали участие Чак Хэммер – гитарист-экспериментатор, до того игравший с Лу Ридом, со своим гитаро-синтезатором и великий Питер Таунсенд – основатель, автор большинства песен The Who.
** I've never done good things / I've never done bad things / I never did anything out of the blue – строчки из хита с того же альбома – Ashes to Ashes.
*** Существует запись радиоэфира 1997 года, где Боуи и Ривз Гэбрелс поют Scary Monsters в виде разухабистого Country&Western. Оч. смешно.
14. Under Pressure – 1981
Hot Space (Queen)
Продукт 24-часового дружеского веселья в студии с вином и перекурами. В результате – хит на все времена, который и Queen и Боуи включали в сборники лучших синглов. Есть разные мнения о степени участия авторов в ее написании, но все, кажется, сходятся в том, что в Under Pressure сошлись уникальный голос и мелодическое чутье Меркьюри с композиторским видением Дэвида. Хотя права и поделили поровну, но пока был жив Фредди вживую песню исполняли только Queen. Первый раз Боуи вышел с ней на сцену на концерте памяти друга. За Меркьюри спела Энни Леннокс.

Тур 1996 года – первый, в программу которого Боуи включил этот дуэт. Его партнерша Гейл Энн Дорси – певица, автор песен, но прежде – высококлассная сессионная бас-гитаристка. Он сам ее нашел и пригласил в свой концертный бэнд, где уже играли живые легенды – Майк Гарсон, Ривз Гэбрелс и постоянный, аж с 74 года, ритм-гитарист Боуи – Карлос Аломар. Дорси идеально справилась со своей ролью, а их с Дэвидом версия песни, по моему мнению, – лучшее и самое "химическое" исполнение со времен Фредди. Энни Леннокс – хорошая вокалистка, но здесь нужен был голос одновременно сильный и по-южному мягкий, не теряющий мелизмов и красок. То, что Гейл, выпевая этот кошмар, продолжает ровно вести басовую партию, выглядит чудом, хотя на деле – просто признак профессионализма и любви к музыке. А то, что я сам присутствовал при полноценном камбэке Under Pressure, греет меня бесконечно.
Гейл продолжила работать с Боуи после тех гастролей, играла с ним во всех турах и на нескольких альбомах (последний раз – в 2013 году), начала сольную карьеру, постоянно выступает с Ленни Кравитцем, да и вообще 20 лет уже прошло с тех пор. Но её всё помнят как "ту девочку, что отдувалась за Джона Дикона и Фредди Меркьюри".
Under Pressure – Боуи и Дорси
1997 год. Мэдиссон Сквер Гарден
15.Jump They Say – 1993
Black Tie White Noise
Единственный большой период, который он опустил в туре – золотые, успешные и денежные 80-е. Боуи – загорелый блондин с начесом, Боуи – хитмейкер, Боуи – Король гоблинов. Звук тех альбомов – легкий, отчетливо американский. Мои сверстники и, наверное, вообще большая часть публики девяностых лучше всего помнят то время и того Дэвида, которого четыре филевских школьника чуть не приняли за попсу.
Но если и так, сколько же там было прекрасных вещей! И Let's Dance и саундтрек к "Лабиринту" и песни для фильмов вроде This is not America – все превосходная, умная (а когда надо – умно прикидывающаяся глупой), музыка для масс. Для слишком широких, увы. Регламент шоу больших звезд рано или поздно может вымотать любой талант. Дэвиду надоело и в конце вечеринки остаться попросили совсем немногих. В 1987 году он заканчивает дорогой костюмированный тур десятилетия "Glass Spider", а спустя пол года уходит как в монастырь в нарочито некоммерческую, даже провальную Tin Machine, которую так трудно любить и в которой началось его сотрудничество с Ривзом Гэбрелсом.
As the World Falls Down
Сцена из фильма Джима Хэнсона "Лабиринт" (1986). Дженнифер Коннели (Сара) и Дэвид Боуи (Джарет).
Black Tie White Noise – первая сольная работа Боуи после роспуска группы. Счастливое, но и печальное время. В 92 году он женился на Иман Абдулмаджид, пластинку открывает нежная Wedding и звуки свадебных колоколов, задающие тон всему альбому. В общем и целом это был возврат к звуку восьмидесятых, лишь с дальним намеком на будущее движение в глубину. Инструментальной фишкой диска стал "однофамилец" – Лестер Боуи – трубач-виртуоз (одна пьеса была написана специально для него). Но настоящим подарком было участие в сессиях старого друга – Мика Ронсона – гитариста "Пауков с Марса" – звездного состава времен Ziggy Stardust. Попутно Дэвид помогал Мику с записью сольного альбома. К сожалению – последнего, Ронсон умер от рака, не дождавшись своей пластинки, и всего через несколько дней после выхода Black Tie.

Боуи и Ронсон в 1972 году
Jump They Say – главный хит и лучшая песня диска. Она (а также кавер "I Feel Free" группы Cream) адресована бедному Алладину – брату Терри, погибшему в 85 году, человеку, привившему Дэвиду любовь к музыке. Но глубоко личная история – одно, а мелодия, летящий ритм и чистый, искренний текст сделали это посвящение чем-то вроде локального гимна-мотиватора. Так Jump They Say и звучала в 96 году. Друг, следи за своей задницей / Не слушай толпу – крутой совет, которому сам Боуи вполне последовал. Black Tie White Noise был последним альбомом, на котором он хоть в какой-то степени шел навстречу ожиданиям публики. С тех пор и до самого конца он следил за своей... жизнью и музыкой исключительно, не подпуская близко никого кроме тех, кого сам для себя выбрал.
Jump They Say
Клип. Режиссер - Марк Романек.
16. The Motel,
17. The Hearts Filthy Lesson,
18. Outside,
19. The Voyeur of Utter Destruction (As Beauty),
20. A Small Plot of Land,
21. Strangers When We Meet,
22.Hallo Spaceboy, We Prick You – 1995
1. Outside
Брайан Ино – совершенно особая фигура. Гений, расположенный в другом измерении, лишь иногда, дающий себя обнаружить в виде проекций и точек пересечения с поп-музыкальной реальностью, при этом живо в нее вовлеченный и готовый на самые неожиданные сотрудничества. "Не-музыкант", умнейший дилетант, звуковой инсталлятор, отец эмбиента, продюсер, всегда преследующий лишь свои цели, но в качестве побочного эффекта способный дать (вот уже 40 лет как минимум) красивый, свежий и, главное, ранее не-бывший звук любому составу. Ранний Genesis, Talking Heads, U2, Элвис Костелло, даже такая глыба, как Пол Саймон – все обращались к Ино за тем, что он умеет делать лучше всех на Земле*.

Брайан Ино в составе Roxy Music, 1973 год.
С Боуи у них общая история (когда они познакомились Брайан отвечал за звуковую палитру Roxy Music) и не удивительно, учитывая особую тягу Дэвида к новизне, что в конце концов он пригласил Ино сделать что-то вместе. Но если берлинские альбомы прославлены и любимы во всем мире, то их совместными работами второго периода – Outside и (частично) Earthling – бОльшая часть публики, даже из числа фанатов в свое время так и не прониклась. А, между тем, именно Outside (вернее Ouside 1, намечался шестичастный глобальный проект) имеет основания претендовать на звание главного рок-альбома девяностых. Не случайно Дэвид Линч и Дэвид Финчер, оба – на вершине карьеры использовали в своих фильмах тех лет музыку Боуи**.
Bogus Man
Песня Брайана Ино с альбома Roxy Music "For Your Pleasure" (аудио).
Разница, прежде всего в исходной мотивации. Боуи конца семидесятых находился в поиске нового звука и содержания, чтобы с ними продолжить бомбардировку чартов, это был петля на пути вперед и вверх. Боуи 1994 года шел в глубину, делал то, что считал (в том числе и после всех этих лет славы) единственно для себя важным. С помощью Ино он осуществил свои давние мечты: формальную – об идеальном рок-мюзикле и концептуальную – о разработке по-настоящему острой, волнующей художественной идеи.
The Motel
Любительское видео с концерта в Роттердаме 2003 года (тур Reality)
"Дневники Натана Адлера", ставшие основой для альбома, – маленький псевдо-нуаровый рассказ***, что-то вроде фантазийной автобиографии в мире изуверских идей и форм в искусстве. Натан – альтер-эго Боуи – эксперт art-crime департамента полиции – расследует дело об инсталляции, использующей материал жестокого убийства и одновременно – об убийстве как содержимом художественного акта. Эта двойственность, диалектическое напряжение art-crime – основной идейный двигатель сюжета. Способ выйти на тему глобального зла, его путей в культуре и места в человеческой душе.
Outside
Боуи-рассказчик со специфическим гробовым юмором либо описывает реальные казусы радикального акционизма, либо доводит до абсурда выкладки теоретиков Contemporary Art вроде Славоя Жижека и Бориса Гройса. Но Боуи-художник (обозначенный в программе альбома как Минотавр, вероятный убийца, именно ему доверены самые страшные песни, включая прекрасную I'm Dearanged) полностью серьезен и очень напуган. Это живой разум, который ставят под сомнение, рассекают и режут монстры уже не психической (как было в Scary Monsters), но над-человеческой абстрактно-безличной сферы.
The Voyeur Of Utter Destruction (As Beauty)
Одна из песен "Минотавра".
Музыкально Outside невозможно хорош. Ни один его номер не похож на следующий, но все они родные друг другу, на уровне даже не метода, а подхода к использованию метода: так, между жуткими сэмплами Wishful Beginnings и неожиданной фортепьянной красотой The Heart's Filthy Lesson нет ничего общего кроме подчинения единой задаче. Песни дополнительно соединяются с помощью музыкальных переходов, в которых Боуи голосами своих героев дает ключи или, наоборот, пытается замести следы. Такой прием позволяет говорить о сквозном и даже объемном действии играемом вне сцены, вне экрана, исключительно в голове слушателя.
A Small Plot of Land
Он мрачен как мрачна сама тема. Ближе к концу диска эта темная красота становится почти невыносимой, но заканчивается альбом напористой мажорной Strangers When We Meet с парящим гитарным соло, отсылающим к временам Heroes и Teenage Wildlife. На переиздании альбома Дэвид высказался еще более определенно, дав последним треком совершенно личную песенку Get Real, – от лица 50-летнего человека, жителя злых городов, которому попадает в глаза непредвиденный утренний свет. Примерив диковатые маски героев "Дневников", его собственный лирический герой выходит с запасом какой-то новой простоты вне трендов, идей и концепций, если угодно – с запасом себя самого.
Strangers When We Meet
Прекрасный клип Сэмюэля Байера для Outside
Боуи совершенно по делу любил этот альбом и выделял среди прочих****. Надо было видеть, как вдохновенно они с группой исполняли этот сложнейший материал, насколько, при минимальной сценографии, было отработано шоу – на уровне мимики, пластики, света... Если все старые песни – хиты или нет – вводили в среду, то вещи с Outside были солью и смыслом всего действия. Обидно, но публика, даже в обожающей и хорошо знающей Боуи Европе, слишком медленно привыкала к звуковой роскоши, к сложности новой программы. А на концерте в Кремле публика была… Бог с ней. Только вот, что здорово: спустя много лет не переводятся люди по всему свету, у нас в том числе, готовые понимать и принимать эту несравненную по задумке и воплощению работу двух таких разных и равно-великих друзей.
* С точки зрения музыки можно грубо сказать, что Ино привносит в любой материал, с которым работает, элемент распада, расслоения привычной мелодической и гармонической музыкальной формы, пересобирая ее каждый раз на новых основаниях, для чего использует часто вообще не музыкальные выразительные средства. В качестве примера можно привести специфическую, лишенную тяготения гитарную ткань популярнейшего альбома U2 – Joshua Tree. Этот же привкус характерен для "Берлинской трилогии" Боуи.
** На заключительных титрах Lost Highway Линча звучит I'm Dearanged. В 7even Финчера, соответственно, – The heart's filthy lesson.
*** Использование формы классического нуара для передачи сложных идей и состояний – довольно общее место в американской литературе и кино. Достаточно вспомнить "Макулатуру" Чарльза Буковски или "Сердце Ангела" Алана Паркера. Так же см. далее о песне Sue.
**** Мысль о возвращении к материалу Outside не оставляла его до самого последнего времени. Брайан Ино вспоминает об этом в кратком тексте на смерть друга.
Hallo Spaceboy – 2003
We Prick You – 1996
24. Telling Lies – 1997
Earthling
Юбилейный (двадцатый по счету, вышедший через месяц после 50-летия Боуи) альбом, во многом состоящий из песен, написанных во время тура Outside и объединенный новым увлечением Дэвида – музыкой драм-н-бейс. С одной стороны эта пластинка неравноценна предыдущей – нет ни общей идеи, ни громких хитов, ни даже просто красивых мелодий в достаточном количестве, но с другой, благодаря выходу в пространство танцевальной музыки девяностых, она стала культовой и влиятельной, завоевав для Боуи качественную аудиторию – продвинутых электронщиков. Кроме того Earthling – образцовый альбом с точки зрения работы рок-группы. Музыканты, искусственно ограниченные в инструментальных средствах, выжимают все из того, что есть, делая упор на средства композиционные, не пытаясь обыграть большую идею – придумывают массу приемов, микро-техник и микро-идей. Можно даже сказать, что тот маленький супер-бэнд: Боуи, Гарсон, Гэбрелс, Дорси и барабанщик Захари Алхорд был настоящей Tin Machine, такой, какой должна быть группа Боуи.
Telling Lies – мелодичная кричалка с хоровым припевом, что-то вроде издевательской Monage Daydream девяностых. Она отметилась в истории музыкальной индустрии как первый сингл известного артиста, выложенный для загрузки в интернет. Но в 1996 году это была просто песня из будущего. Было приятно знать, что Боуи включает в программу свежий материал. Было интересно следить за наметившимися изменениями стиля и немного страшно – за работой Алхорда, вживую выводившего вообще не пригодный для человеческого исполнения рваный джангловый бит.
Telling Lies
Юбилейный концерт в честь 50-летия Дэвида.
Собственно, все.

Я просачивался через ворота Кутафьей башни, заново привыкая к стеклянному визгу стрижей в атмосфере, к московскому лету, рукам своим и ногам. И только через час, выходя из метро, смог для себя сформулировать одно противоречие, тлевшее на подкорке с начала концерта: Если он всегда вот здесь, у меня внутри, со всей своей средой, то как получилось, что два часа он был там? Как вообще возможно его существование в пространстве и времени в виде перемещающегося и реального тела? 18 июня 1996 года я узнал о собственнической природе обожающей любви больше, чем за все прожитые к тому времени свои небольшие годы. Ремиссия, правда, была недолгой, уже через неделю подруга друга интересовалась у меня – что не так у Дэвида с сестрой. Все так, все так…
3
Разговор о Боуи сходил на нет и закончился для меня где-то в районе Миллениума. Дело не в песнях: альбомы следующего большого периода – Hours..., Heathen, Reality – все это по прежнему любимая музыка, – умные, глубокие, просто красивые вещи, не перестававшие радовать и удивлять. Я помногу их слушал, ждал, говорил, но не так. У него была своя, постепенно сужавшаяся среда, у меня – своя. И это прекрасно.
Он красиво и естественно старел. Для артистов со склонностью к нарциссизму, одержимых молодостью, всегда есть риск превратиться черт знает во что. Самолюбование Боуи было, кажется, вообще другого сорта: застенчивый по природе, он всю жизнь отстранялся, объективировал себя на сцене и в кино. Сам, до всех сумасшедших поклонников, был своим первым удивленным зрителем. Превращение тела он принимал с вниманием и трепетом, как будто оно, тело, было против правил существующей, инопланетной аномалией. И относился к себе при этом трезвее, чем кто-либо.
Thursdays child
Альбом Hours, 1999 год
1999 – 2003 годы – хорошее, творческое время, по плодотворности сравнимое разве что с Берлином. В 2000 году у них с Иман рождается дочь Александрия, выходят подряд три пластинки, – одна лучше другой, сборники, концертники, DVD. Его, как оказалось, последний тур, в поддержку альбома Reality, был по воспоминаниям участников каким-то особенно счастливым. Расширенный бэнд, практически все – старые друзья – Гарсон, Эрл Слик, Гейл… Фильм с записью концерта в Дублине, вышедший через год – чуть ли не лучшее живое видео Боуи за всю историю. Восторженный прием, первые строчки хит-парадов, сердечный приступ на сцене, операция.
New Killer Star
A Reality Tour – Дублин 2003.
После 2004 года речи о продолжении концертов уже не было. Он продолжал подписываться на маленькие проекты – где-то спеть песню, записать дуэт, выпустить пластинку в качестве продюсера, организовать выставку... Чуть ли не впервые у человека-Боуи появилась частная человеческая жизнь в полном объеме. На записях с ТВ, на снимках фотосессий, в кадрах папарацци он кажется спокойным и легким, любящим отцом. Сам Дэвид признавал, еще во время активной работы над Heathen в 2001 году, что после рождения дочери отцовство для него – высший приоритет в жизни.

Боуи и Иман. Середина 2000-х.
Но частная жизнь – на то и частная, не мое и вообще ничье дело. Я хочу рассказать о редком музыкальном переживании, за которое всегда буду благодарен всем его виновникам, живым или нет. Это запись концерта группы Дэвида Гилмора в Альберт-Холле в 2006 году. Боуи присоединился к ним под занавес, чтобы спеть две песни. Первым номером шел Arnold Lane – первый хит Pink Floyd 1967 года, одна из лучших вещей их основателя – первого солиста, гитариста, поэта – рано ушедшего из музыки и жизни Сида Баррета, драгоценного человека рока шестидесятых.

Не знаю, чья была идея, но все сошлось как редко бывает. Голос Боуи оказался абсолютно "Сидовским". Надо видеть, как улыбается Рик Райт, глядя на человека, пришедшего из того времени, органически близкого стилю раннего Pink Floyd, росшего, куда бы его потом не заносило, от тех же корней, что и Баррет: мюзиклов, народных песен, nursery rhymes матушки Гусыни, английского абсурда, если угодно – английской глупости (потому что Arnold Lane, конечно, – грандиозно глупая песня, второй такой нет). И всякий, кто понимает, улыбается на этом месте вместе с ним.
Arnold Lane
Comfortably Numb
Второй номер – закрывающая концерт (и для многих – историю группы Pink Floyd) Comfortably Numb с The Wall. И опять Боуи поет "за того парня", – партию Роджера Уотерза, друга и врага Гилмора, гигантомана, героя "Стены". Поет превосходно, как свою, сотни раз прожитую, песню. Гилмор заканчивает соло и зал устраивает ему стоячую овацию, а Боуи отходит в тень под барабанной установкой и полностью растворяется где-то там. Это было одно из последних его выступлений. И точно последнее – на площадке такого уровня. Через пять лет он через третьих лиц делает (заведомо ложное) объявление об окончании музыкальной карьеры и прекращает появляться на публике в любом качестве.
* Замечательный гитарист, игравший с Дэвидом еще в американском турне 1974 года, заменивший в тот период Мика Ронсона, начавшего сольную карьеру.
** Боуи, в том же году выпустивший свой первый, ни кем не замеченный альбом, не слишком жаловал Pink Floyd. Цитата 1970 года: "Не пойму, что психоделичного в Винни Пухе? Глупости это все!", отсылающая к альбому "Piper at the Gates of Down". Баррета, впрочем, он очень уважал. Второй Барретовский хит – "See Emily Play" вышел на его альбоме Pin Ups в 1973 году.
4
То, что произошло потом, опять, не имеет аналога в истории поп-музыки. Финальная петля, танец планеты Меланхолии, нечто, меняющее не просто музыкальный ландшафт, но среду в ее смысловых аспектах. Если искусством в наше время называется работа на границах сфер, исследующая и меняющая эти границы, если мечта любого художника – прорваться через изобразительную условность к последней реальности, то Боуи в последние свои годы создал искусство безупречное, сведя в один таймлайн судьбу, авторское высказывание и прекраснейшую музыку.
В 2011 году в сеть сливается полностью записанный, но никогда так и не изданный, альбом десятилетней давности Toy, в основном состоящий из песен "детских" шестидесятых (некоторые потом вошли в Heathen и стали хитами). В это же время в Нью-Йоркской студии, в тайне идет работа над очередной пластинкой. В 2012 году в ирландском Лимерике проходит трехдневная научная конференция, посвященная наследию Боуи, оргкомитет которой получает доступ к его архиву и готовит международную ретроспективную выставку «David Bowie Is», открывшуюся в музее Виктории и Альберта в марте 2013, одновременно с выходом нового альбома. Стоило ему намекнуть на уход из культуры, как она пришла сама и вся.
“David Bowie Is”
Виртуальный тур по ретроспективной выставке.
The Next Day, вышедший 8 марта 2013 года музыкально может быть принят за продолжение трилогии начала века (еще лучше: злее, свежее, мелодичнее!), но тексты изменились, даже сама их подача несла ясное сообщение: триумфальный камбэк есть начало прощания. Боуи выходил на конечной, приняв наступившую старость, чего некоторые "думающие критики" ему очень трогательно не простили. Концертов, разумеется, не было, не было ни одного интервью, но он все равно сделал подарок поклонникам, выпустив четыре дорогих во всех смыслах клипа, причем два – в виде полноценных короткометражек со звездами первой величины – Гэри Олдманом, Тильдой Суинтон, Марион Котийяр. А еще через год у него обнаружили рак.
Короткометражка The Stars (Are Out Tonight)
В главных ролях: Боуи, Тильда Суинтон и Андрей Пежич.
Сейчас, глядя назад, легко догадаться, что выходом на последний вираж был черно-белый клип на сингл Sue (Or in a Season of Crime), выпущенный в ноябре 2014. Чуть ли не первый раз со времен Outside Боуи обратился к эстетике нуара – в аранжировке, в видео, а главное – в тексте. Сам прием шрифтового клипа, его великолепный с типографской точки зрения дизайн, как бы говорит: "текст важен". Образ "глупой Сью" – адресата и жертвы, если попытаться его поймать и зафиксировать, оказывается неотличим от самого героя. Этот сплав нежности, близости, рождения и смерти в тексте говорит о предельно родном, утраченном внутри, живом. О самой жизни.
Sue (Or a Season of Crime)
Sue, the clinic called
The x-ray's fine
I brought you home
I just said home
Это не вопрос эстетической программы, вообще не художественный вопрос. Сама конкретность, а в координатах Outside – Crime. На другом полюсе – вызывающе стильная форма самого регламентированного, самого мрачного жанра в истории большого Голливудского стиля. Sue готова взорваться от этой диалектики, аннигилировать или перейти в иную, синтетическую реальность. Что, собственно, и происходит в Blackstar: Минотавр и человек-Боуи сливаются в одно лицо, чтобы более никогда не расстаться.
В той же ретроспективе последнее сообщение выглядит пугающе понятным: "Я умер. Пока! Привет!". Его тексты по прежнему полны иносказаниями, но иное в них открывается до самого дна, – вот что завораживает. Заключительная I Can't Give Everything Away с растворяющейся гитарой а-ля Heroes – это же все, конец, тихий голос с другой стороны... Боуи понравилась бы двусмысленность нашей нынешней ситуации – у рядового пользователя iTunes есть возможность, немного заплатив, услышать холодок бездны. Он не писал звуковую дорожку умирания (это была бы профанация), но прошел по грани, сумел подарить свою смерть, каждому, кто его любит, сохраняя удивительное целомудрие.
I Can't Give Everything Away [Audio]
Sue, you said you wanted writ
"Sue the virgin" on your stone
For your grave
Что до музыки, – последнее превращение останется самым радикальным даже в биографии Боуи. И дело не в резкой смене стиля – во времена Берлина, Tin Machine и Outside развороты были тоже ого-го. Наверное так: Blackstar имеет некоторое стилевое решение, которое можно описать привычными словами – фри-джаз, краут-рок, хип-хоп, но это перечисление вообще ничего не дает для прочтения альбома. Скорее всего он породит более или менее масштабное музыкальное течение, но для того, чтобы по-настоящему наследовать Боуи, артист должен навсегда забыть о стиле. С ровно такой убедительностью BlackStar мог быть сыгран как оркестровая музыка (намек на это есть в сингловой версии Sue), дабстеп или сюита для ансамбля ударных инструментов. В первую и единственную очередь это – настоящий Боуи. Его сообщение, его прекрасные мелодии, юмор, страх, чувство меры и, простите, мужество художника. Он может принять ту или иную видимость, но завтра она окажется несущественной, как красивое тело.
Есть известная цитата из его интервью времен интернет-энтузиазма: "Я убеждён, через десять лет не будет копирайта, понятие авторского права перестанет существовать. Скоро музыка станет таким же явлением, как электричество в вашем доме или вода, бегущая из крана."* Немного перефразируя и делая скидку на любовь автора к сильным обобщениям – этот прогноз можно считать сбывшимся, но только внутри самой музыки. Просто подставьте "стиль" или "жанр" вместо "копирайт" и "авторское право". Наши представления о музыкальной форме, ее границах и значении, вряд ли будут прежними после того, как вышел BlackStar. Так же, как самые общие суждения о роли артиста, его призвании, достоинстве и судьбе – после того, как Дэвид Боуи умер в Нью-Йорке 10 января сего года. Или даже так: с тех пор, как в нашем мире появилась его жизнь и смерть.
ЭПИЛОГ
Последнее (но точно не последнее) личное открытие, пришедшее во время написания этого очерка и существенно изменившее для меня границы "контекста Боуи". Его ответ во время двойного интервью с Кейт Мосс* на простой вопрос Кейт о любимых песнях: "... я знаю, что жадничаю – последние четыре песни Рихарда Штраусса, которые послужили саундреком к моей жизни."

Рихард Штраус. "Первоклассный второсортный композитор" по собственному шуточному определению, гений вообще другого, высшего порядка, провокатор и экспериментатор в начале карьеры, последний оплот тональной музыки, защитник умирающей формы – в конце. Преданный только музыке, – до эскапизма, в том числе в такое проклятое время, когда эскапизм был невозможен. "Последние песни" 1948 года – его и правда последняя, лучшая по мнению многих вещь. Если угодно – звезда. Эта "тетрадь" закрывает эпоху удивительного немецкого искусства Lieder и одновременно есть его вершина вместе с циклами песен Бетховена, Шуберта, Малера… Это и мои любимые песни.
* Переводы этого и других интервью доступны по адресу – http://david-bowie.ru/intervyu-s-devidom-boui
Нет вообще никакой заслуги в том, чтобы любить великую классическую музыку, я не о том. Еще одно пересечение, еще одна общность сред. И что-то очень правильное есть в том, чтобы мне, продолжая разговор о Боуи, поставить для него, в честь него, любимую первую запись последней из "Четырех последних", сделанную в 1950 Вильгельмом Фуртвенглером. Поет "голос столетия" – великая Кирстен Флагстад.
"Im Abendrot" Richard Strauss
Кирстен Флагстад
The End
Благодарности
Огромная признательность Елене, автору сайта http://david-bowie.ru, за работу по сбору, переводу и оформлению информации, которую она проделала исключительно из любви к творчеству и личности Дэвида. За эту удивительную верность.

Спасибо моей семье, друзьям, коллегам, которые с пониманием отнеслись к внезапности и важности лично для меня этого текста. Отдельное спасибо В. Раменскому и А. Логвиновой за беспримерную поддержку.

Мои соболезнования всем, для кого смерть Боуи стала личной потерей.

И обнимаю всех, для кого его жизнь и музыка стали личным сокровищем.

А. Аксюк
Февраль 2016
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website